Цели курса: ознакомление студентов с учением Лао Цзы
– выдающегося мыслителя Древнего Китая, основателя духовно-религиозного течения
даосизма. Изучение его основных взглядов на жизнь, смысл существования, долг.
Изучение основных трудов даосов: «Дао де Дзин» и «Чжуан цзы».
Основные понятия курса: категория Дао как путь и
цель; принципы ци у (уравнивания сущего), сил «инь» и «ян»; категории «у вэй»
(недеяния) и «цзы жань» (самоестественность); проблема бессмертия, продления
жизни; «вай дань» (внешняя алхимия), «нэй дань» (внутренняя алхимия); «дао инь»
(гимнастика), «син ци» (дыхательные упражнения), «фан чжун чжи шу» (сексуальная
практика).
Студент, прослушавший курс «Даосизм», должен знать
основные понятия курса, историю развития и суть учения Лао Цзы, современный
даосизм в мире.
II. Содержание курса:
Раздел 1. Лао Цзы: жизнь, ученики, составление «Дао
де Дзина».
Раздел 2. Составные учения. «Дао де Дзин» и «Чжуан
цзы».
Раздел 3. Учение о бессмертии, космогония и
космология даосизма.
Раздел 4. Даосизм и буддизм.
Раздел 5. Учение о Дао в прошлом и настоящем Китая.
III. Темы и краткое содержание
Раздел 1. Лао Цзы: жизнь, ученики, составление «Дао де Дзина»
Тема 1. Эпоха Шан-Инь и становление периода Чжоу (XI-III вв.
до н.э.). Ранняя и Поздняя Чжоу. Семь гегемонов. Китай в эпоху Лао Цзы и его
жизнь.
Тема 2. Последователи Лао Цзы о своем учителе и о
его учении. Последнее путешествие на Запад. Составление Дао дэ Дзина. Краткое
содержание книги. Учение о Дао как традиционная категория китайской культуры.
Раздел 2. Составные учения. «Дао де Дзин» и «Чжуан
цзы».
Тема 3. Философия и религия в учении о Дао. Шаманизм
и экстатизм религиозных культов. Ранний и поздний даосизм.
Тема 4. Составление «Чжуан цзы», краткое содержание
книги. Дао как принцип и закономерность. Доктрины «инь-ян», «возвращение в
состояние младенца». Категории «у вэй», «цзы жань».
Раздел 3. Учение о бессмертии, космогония и
космология даосизма.
Тема 5. Даосская алхимия, проблема бессмертия,
продления жизни. Души «хунь» и «по». Духовная основа физического бессмертия.
Учение о «сянь» (бессмертные) в традиционном Китае.
Тема 6. «Дао инь» (гимнастика), «син ци»
(дыхательные упражнения), «фан чжун чжи шу» (сексуальная практика) как методы
продления жизни. Тождество микрокосма и макрокосма.
Тема 7. Даосская космогония и космология. «Пустота»
и «три чистых». Специфика даосских текстов.
Тема 8. Другие работы: «Ле цзы», «Гуань цзы» и «Бао
пу цзы». Даосизм в системе государственной власти, народной культуры,
искусства.
Раздел 4. Даосизм и буддизм.
Тема 9.
Появление буддизма в Китае. Даосы как первые
последователи нового учения. Укрепление позиций буддизма и конкуренция с
конфуцианством и даосизмом. Будда как Лао Цзы.
Тема 10. появление школы «будд-бессмертных» («фо
сянь пай»). Синкретические секты. Параллели в учениях даосов и буддистов:
учение о пустоте, долголетии и бессмертии, община последователей.
Раздел 5. Учение о Дао в прошлом и настоящем Китая.
Тема 11. школы Маошань и Линбао. Четыре дополнения и
двадцать разделов. Антология «Юнь цзи ци цянь». Даосский пантеон.
Тема 12. даосизм при Тан. Трактат «О сокровенной
жемчужине». Даосская реформация 12 века. Цю цан Чунь и Чингисхан. Учение о Дао
в средние века. Маньчжуры и попытки воссоздать древние традиции. Взаимодействие
конфуцианства, буддизма и даосизма.
Тема 13. учение о Дао в соседних странах. Даосизм в
политике прошлого и современного Китая. Даосизм в странах Запада и в России.
Семинары (4 часа):
I.
1.даосская пустота –
характеристика понятия.
2.социальные условия
возникновения даосизма.
3.историко-религиозные и
культурные условия возникновения даосизма.
4.священные книги даосов.
Доклады: «Космогония
даосов», «Естество природы и учение Чжуан Цзы», «Причина и последствия в чжанах
1-15 «Дао дэ Дзина».
II.
1.космогония согласно
«Дао-дэ-Дзину»
2.становление и развитие
концепции изначальной пневмы, первозданного хаоса и взаимодействия мужской и
женской сил «Инь-ян» (эпоха Чжань-Го, Хань).
3.онтология «Дао-дэ-Дзина» и
«Чжуан-цзы»: сходства и различия
4.доктрина «трех чистых».
Аттестация: 4 часа.
Литература обязательная:
Дао и даосизм в Китае. Сб. ст. М., 1982.
Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт
историко-религиоведческого описания. СПб., 1998.
Торчинов Е.А. Даосизм. Дао-Дэ цзин. СПб., 1999.
Малявин В.В. Чжуан цзы. М., 1985.
Литература дополнительная
Попов П.С. Изречения Конфуций, учеников его и других
лиц. Пер. с кит. с комм. СПб. 1910.
Алексеев В.М. Китайская литература. М. 1978.
Маслов А.А. Колокольца в пыли. Странствия мага и
интеллектуала в Китае. М. 2003.
Великие мыслители Востока. М. 1998.
Древнекитайская философия. М. 1994. В 2-х т.
Лукьянов А.Е. Лаоцзы (философия раннего даосизма).
М., 1991.
Куликов В.С. Китайцы о себе. М. 1989.
История китайской философии. М. 1989.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М.
1970.
Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины. Пред.,
пер., комм. Е.А. Торчинова. СПб., 1994.
Условия и критерии выставления оценок:
оцениваются все виды работ и уровень полученных знаний по
балльно-рейтинговой системе. Учитываются результаты проверки письменных
аттестационных и самостоятельных работ, качество изложения и информативная
насыщенность сообщений, степень изученности материалов курса, посещение
лекционных и семинарских занятий, выступления, участие в дискуссиях, сообщения,
доклады на семинарах.